![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная страница Карта сайта PDA |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти |
21.12.2020г.О практике и результатах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти в прокуратуре Свердловской области. Разъясняет аппарат прокуратуры области
Разъясняет помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Курилович И.А. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов определены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ). Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, т.е. положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Перечень возможных коррупциогенных факторов определён пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (всего 12 коррупциогенных факторов). В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации включены в число государственных органов, осуществляющих антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов, касающихся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. Порядок организации данной деятельности урегулирован Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». В случае, если по результатам проведённой антикоррупционной экспертизы в нормативном правовом акте выявлены коррупциогенные факторы, прокурор вправе внести требование либо направить заявление в суд о признании недействующим нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству и содержащего коррупциогенные факторы. Прокуратурой Свердловской за 11 месяцев 2020 года проведена антикоррупционная экспертиза 131 Закона Свердловской области и 1118 нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти Свердловской области. По результатам проведённой работы выявляются нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы. Так, например, указом Губернатора Свердловской области от 28.10.2020 № 594-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» пункт 6 Указа № 100-УГ дополнен частью следующего содержания: «В целях обеспечения соблюдения гражданами социального дистанцирования собственникам и иным законным владельцам помещений, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, и организациям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлять оказание соответствующих услуг при условии оснащения рабочих и (или) посадочных мест защитными экранами или зонирующими перегородками.». При этом понятия «защитный экран», «зонирующие перегородки», описание и характеристики которых (материал, размер, вид, способ крепления и (или) установки) не раскрыты как в самом Указе № 594-УГ, как нет и ссылки к иным нормативным правовым актам, детализирующих и раскрывающих такие понятия (ГОСТ, правила, СНиП). Данная норма нарушала требования статей 15, 16 и 19 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 7.18 Перечня неисправностей транспортных средств, утвержденного Правительством РФ 23.10.1993 № 1090 и пункта 115 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, согласно подпункту «д» пункта 3 и подпунктам «а», «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010, является коррупционными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, а также факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. С целью исключения из нормативного правового акта выявленных коррупциогенных факторов прокурором области в адрес Губернатора Свердловской области внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено. В нормативный правовой акт внесены необходимые изменения, коррупциогенные факторы исключены. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов продолжает оставаться одним из важнейших направлений надзорной деятельности прокуратуры Свердловской области.
|
![]() |
© Правительство Свердловской области, 2000 - 2025 Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch |
![]() |
Разработка сайта | ![]() |