Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2022


Официальный сайт губернатора Свердловской области

17.05.2021г.

Как чрезвычайные ситуации влияют на развитие региональной правовой системы. Аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Масалова К.А.

В условиях техногенных и природных катастроф совершенствование нормативного правового регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является актуальной задачей и одним из приоритетных направлений государственной политики в РФ. Коронавирусная инфекция не стала исключением, она также оказала свое влияние на правовую систему, и, прежде всего, на институт прав и свобод человека.

Правовая система нашей страны в условиях быстро развивающейся с начала 2020 года экстраординарной ситуации вынуждена была оперативно реагировать на изменения в обстановке в целях сдерживания скорости распространения новой коронавирусной инфекции и ликвидации последствий.

Уже в конце января - начале февраля, когда стало  известно о бушующей в Китае инфекции, главы или правительства регионов РФ ввели на подконтрольных им территориях режимы повышенной готовности.  При этом, целый ряд нормативных правовых актов федерального уровня, который призван был обеспечить безопасность граждан в условиях распространения инфекционного заболевания во всем мире, формировался в России уже в условиях развития неблагоприятной эпидемиологической обстановки  каждого из субъектов.

В редакции Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 01 апреля 2020 года (далее – Закон о ЧС) появились новые нормы, которые допускали возможность введения ограничительных мер в отношении поведения граждан РФ в обществе. Вот некоторые из них:

- определение чрезвычайной ситуации дополнено: теперь таковой считается также и «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих»;

-  полномочия Правительства РФ были расширены: помимо прочего, оно могло самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы федерального или межрегионального характера, а также устанавливать обязательные для граждан и организаций Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

 Такие Правила установлены Правительством на следующий день после вступления новой редакции Закона о ЧС в силу (утверждены Постановлением от  02 апреля 2020 года № 417);

Изменились  также полномочия органов власти субъектов. Отныне они наделены правом устанавливать обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении ими режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на региональном уровне и вводить дополнительные обязательные правила поведения для субъекта во исполнение тех обязательных Правил, которые были установлены Правительством РФ. Правила, вводимые субъектом, не должны им противоречить.

Кроме того, граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На территории  Свердловской области 18 марта 2020 года Указом Губернатора Свердловской области № 100-УГ  «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» были введены основные рекомендации по осуществлению работы  предприятиями и организациями области, режиму функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также ряд  новых правил поведения для всех  жителей области, защита жизни и здоровья которых от распространения новой короновирусной инфекции была обозначена приоритетной целью всех вводимых ограничительных и санитарно-эпидемиологических мер.

В рамках полномочий, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение требований приказа Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», прокуратурой Свердловской области в оперативном порядке осуществлялась правовая и антикоррупционная экспертиза проектов при каждом изменении Указа № 100-УГ,  который и по настоящее время корректируется с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.

Установление новых правил поведения в субъекте явилось весомой причиной для обращения граждан с просьбой проверки законности действий Губернатора Свердловской области, выразившихся в принятии и самого  Указа № 100-УГ,  и последующих его изменений как в органы прокуратуры, так и в судебном порядке.

Компетенция Губернатора Свердловской области по введению режима повышенной готовности, а также установлению правил поведения на территории Свердловской области  (на примере правил ограничения перемещения) проверены Свердловским областным судом и признаны соответствующими федеральному законодательству (дело № 3а-237/2020), решение которого подтверждено судом  апелляционной инстанции (дело  № 66а-806/2020).

Судом установлено, что Указом № 100-УГ временно установлены обязательные правила поведения, ограничивающие возможность непосредственных контактов между гражданами и взаимодействие между ними через предметы, которые могут быть источником распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), внесенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Оспариваемые ограничения не могли  рассматриваться как нарушающие права и свободы человека, так как направлены на предотвращение распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в целях защиты жизни и здоровья людей, находящихся на территории Свердловской области.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, при помощи мер прокурорского реагирования  органам прокуратуры удавалось своевременно корректировать вводимые ограничения, которые органами государственной власти устанавливались с нарушением пределов допустимой компетенции.

Так, по предложению прокурора области 17 апреля 2020 года внесены изменения в Указ № 100-УГ у целях отмены введенного запрета покидать место проживания (пребывания)  в отношении адвокатов, поскольку ранее введенные нормы не охватывали все виды и основания оказания квалифицированной юридической помощи, что могло повлечь недопустимое ограничение прав граждан на защиту, гарантированного Конституцией РФ.

Постановлением Правительства Свердловской области от 05 июня 2020 года по предложению прокуратуры внесены изменения в ранее принятые Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, которые предусматривали необходимость учета фактически отработанного времени при расчете стимулирующей выплаты водителям автомобилей скорой помощи, у которых выявлена коронавирусная инфекция, отмененного с 26.05.2020 постановлением федерального Правительства.

По требованию прокурора области, внесенному в ноябре 2020 г. в порядке статьи 9.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», из Указа исключены обременительные и непредусмотренные требования к гражданам и организациям по порядку организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, определен рекомендательный (а не обязательный) характер в отношении правила поведения по установке защитных экранов или зонирующих перегородок в легковом такси.

Всего к концу 2020 года по предложениям прокурора в порядке                  статьи 9  Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» принято 16 нормативных правовых актов региона. В стадии разработанного проекта и (или) на согласовании находились проекты НПА по 5 информациям прокуратуры. 

С использованием  права законодательной инициативы, предоставленного прокурору Свердловской области статьей 63 Устава Свердловской области, в 2020 году внесены изменения в 10 действующих законов.

 

 



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2025
Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch
  Создание сайта   Разработка сайта