![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная страница Карта сайта PDA |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти |
12.01.2022г.Прокуратура России: 300 лет на страже закона. Аппарат прокуратуры области.
Разъясняет прокурор учебно-методического отдела прокуратуры области Шобухин В.Ю. 12 января 2022 года исполнилось 300 лет со дня образования в России прокуратуры. В наши дни это один из наиболее важных государственных органов. Высокий статус прокуратуры Российской Федерации в первую очередь обусловлен такими важными для государства, общества и каждого человека целями ее функционирования как обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Повышенный уровень ответственности прокуроров продиктован также многофункциональностью прокуратуры. Современный правовой статус российской прокуратуры сложился исторически, а вышеуказанный трехсотлетний период ее функционирования более чем убедительное свидетельство о важности и неотъемлемом характере прокуратуры как для государства и общества в целом, так и для отдельно взятых граждан, особенно, если их права и интересы требуют специальной правовой защиты, например, когда они в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных причин не способны самостоятельно ее обеспечить. Особое значение в системе функций прокуратуры имеет прокурорский надзор. В первую очередь, это надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Именно эти виды прокурорской деятельности в 2020 году были закреплены на высшем конституционном уровне в специальной статье о прокуратуре – статье 129 Конституции Российской Федерации. Ранее подобный подход применялся в советский период. Причем в то время прокурорский надзор характеризовался как высший надзор. Отметим, что основной предпосылкой учреждения прокуратуры в России послужила потребность в установлении в государстве надежных контрольно-надзорных механизмов. Созданию прокуратуры предшествовали попытки учредить иные государственные институты с целью решить проблемы в названной сфере, но это не дало результата. В итоге успешным оказалось решение Петра I о введении именно института прокуратуры. В частности, своим Указом от 12 января 1722 года Петр I предписал «быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору». Именно этот правовой документ и служит точкой отсчета истории российской прокуратуры. На протяжении всей истории российской прокуратуры ее статус то усиливался, то ослабевал. Однако, прокуратура с присущими ей функциями всегда сохраняла свою востребованность, а на отдельных этапах своего развития получала весьма широкие полномочия. Так, значительно возросла в государстве роль прокуратуры в период правления Екатерины ІІ. Генерал-прокурор в своем статусе, как и при Петре І, возвысился над Сенатом. Ему (генерал-прокурору) было поручено ведение важнейших государственных дел, включая, в ряде случаев и, вопросы отправления правосудия. Прокуратура фактически стала высшим органом государственного управления. Усилился статус местных прокуроров. С учреждением в 1802 году Министерства юстиции должности министра юстиции и генерал-прокурора были совмещены в одном лице. В период судебной реформы 1864 года надзорные полномочия прокуратуры претерпели существенные ограничения. Основной задачей прокуратуры стало осуществление уголовного преследования. Организационно прокуроры состояли при судах. В 1917 году (после Октябрьской революции) прокуратура была упразднена. Однако, очень скоро стала ощущаться острая потребность в учреждении в государстве органа с присущими прокуратуре функциями. В итоге 28 мая 1922 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре, которое послужило правовой основой для начала функционирования прокуратуры Советской России. В целом советский период развития отечественной прокуратуры, включая законодательное регулирование ее деятельности, характеризуется последовательным усилением прокурорской системы в государстве и обществе, максимальным расширением границ прокурорско-надзорной деятельности. На особое положение прокуратуры в государственном механизме указывала даже сама структура основных законов нашей страны. Так, в Конституции РСФСР 1978 года воспроизводившей положения Конституции СССР 1977 года, содержалась отдельная глава о прокуратуре, которая находилась в разделе – Правосудие и прокурорский надзор. Генеральный прокурор страны был наделен правом законодательной инициативы. Прокурорский надзор имел характеристику высшего надзора. Прокуроры были призваны принимать меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили. С распадом СССР прекратила свою деятельность Прокуратура Союза ССР. Все действовавшие на тот момент на территории РСФСР органы прокуратуры были преобразованы в самостоятельную единую систему прокурорских органов во главе с Генеральным прокурором РСФСР. В 1992 году принят Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым российская прокуратура функционирует по настоящее время. В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации правовой статус прокуратуры также справедливо отображен, хотя не в такой мере как это было свойственно основным законам советского периода. Вместе с тем конституционно-правовые преобразования в 2014 году и особенно в 2020 году свидетельствуют о закономерном укреплении конституционного статуса прокуратуры Российской Федерации. |
![]() |
© Правительство Свердловской области, 2000 - 2025 Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch |
![]() |
Разработка сайта | ![]() |