![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная страница Карта сайта PDA |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти |
03.11.2016г.Защита персональных данных граждан
Сегодня достаточно часто можно услышать о том, что одной из более или менее эффективных мер воздействия и призвания к совести должников является вывешивание списка с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, суммы долга на всеобщее обозрение. Или граждане сталкиваются с проблемой, когда по телефону звонят и требуют выплатить определенную сумму по кредитному договору знакомого должника, или осуществляется рекламная рассылка из салонов красоты, фитнесс-центров, сотрудникам которых номер телефона никогда не предоставляли. На самом деле, все эти действия нарушают Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных». Согласно закону к персональным данным относится любая информация о физическом лице, гражданине, субъекте персональных данных. Данным законом установлены условия обработки персональных данных, права субъектов, обязанности оператора, меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке. В частности, ст. 6 Закона предусмотрено наличие согласия гражданина на обработку, использование и распространение его данных, поскольку данная информация защищена законодательством и является конфиденциальной. При этом, сведения должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию гражданина либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. Интересно также то, что даже при наличии согласия на обработку данных, гражданину законом предоставлено право на его отзыв в любое время. Однако, имеются случаи, когда в случае отзыва оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта. Например, если обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению, либо осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, а также в других законом установленных случаях. Немаловажно то, что ст. 18 Закона установлена обязанность оператора раскрыть источник получения информации о данных лица, которые получены без согласия обладателя этих данных и не от самого гражданина. Зачастую сами граждане распространяют информацию о себе в социальных сетях, то есть общедоступным способом, в связи с чем, привлечь оператора к ответственности будет проблематично. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении данного Закона. Так, предусмотрена административная ответственность за отказ в предоставлении информации, за незаконную деятельность в области защиты информации, за нарушение правил защиты информации, за разглашение информации с ограниченным доступом. Относительно анализируемых ситуаций, административным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Указанная категория дел возбуждается прокурором и рассматривается судом. Следует отметить, что, в зависимости от обстоятельств, распространение персональных данных может повлечь и уголовную ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за нарушение неприкосновенности частной жизни, по ст. 140 УК РФ за отказ в предоставлении гражданину информации. Законом предоставлено также право гражданам на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, а также требований к защите персональных данных. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. |
![]() |
© Правительство Свердловской области, 2000 - 2025 Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch |
![]() |
Разработка сайта | ![]() |