![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная страница Карта сайта PDA |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти |
03.03.2014г.Права граждан при задержанииЗадержание представляет собой меру государственного принуждения, которая осуществляется в ходе правоохранительной деятельности и заключается в кратковременном (не более 48 часов) лишении прав человека на свободу и личную неприкосновенность. Одним из видов задержания является применение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Основания задержания перечислены в статье 91 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации: Ø лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; Ø потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление; Ø на этом лице или одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления; Ø иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, под которыми понимают сведения, позволяющие выдвинуть версию о причастности данного лица к совершению преступления. К дополнительным основаниям относятся следующие условия: Ø человек пытался скрыться; Ø лицо не имеет постоянного места жительства; Ø не установлена его личность; Ø в суд направлено ходатайство об аресте этого лица. Такая мера пресечения как задержание лица применяется только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые уголовным кодексом предусматривается наказание в виде лишения свободы.
Как необходимо себя вести при задержании и доставлении в правоохранительные органы ?
В сложившейся ситуации желательно избежать конфликтов с лицами правоохранительных органов, производящих задержание, поскольку факт задержания не может расцениваться как признающий человека виновным в совершении какого – либо противоправного деяния и ставящим его вне закона. В соответствии с действующим законодательством существует несколько видов правоохранительной деятельности, где допускается задержание: 1. Уголовное судопроизводство, а точнее предварительное расследование по уголовному делу (глава 12 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации). 2. Производство по делам об административных правонарушениях (статья 27.3 – 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 3. Оперативно – розыскная деятельность. Так, например, согласно статьи 14 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции вправе задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующими органам, учреждениям (должностным лицам этих органов и учреждений). 4. Деятельность, связанная с обеспечением исполнения уголовных или административных наказаний или иных судебных решений. 5. Профилактическая деятельность, например, задержание лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, а также лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя, окружающих и т.д. Одним из наиболее существенных видов задержания является применение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В отличии от всех указанных мер государственного принуждения задержание носит предварительный характер и зачастую осуществляется без наличия достаточных доказательств, подтверждающих противоправность поведения человека. Уголовно–процессуальное задержание – это такое средство принудительного характера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осуществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение. Человек, задержанный по подозрению в совершении преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняемым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд. Современной правоприменительной практике известно множество случаев освобождения задержанных по подозрению в совершении преступления без продолжения ведения в отношении них уголовного преследования. С момента фактического задержания и доставления лица в орган дознания или следствия человек приобретает следующие права: Ø право на защитника; Ø право давать или не давать объяснения; Ø право пользоваться родным языком, право на переводчика; Ø право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников правоохранительных органов вышестоящему руководителю, прокурору или в суд. В соответствии с частью 1 статьи 92 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации протокол задержания подозреваемого должен быть составлен в течение 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю. Указанное время законодатель предоставляет для проведения необходимых проверочных действий, получения доказательств и иных сведений, дающих основания для применения данной меры принуждения. Так, за это время дознаватель или следователь могут допросить потерпевших или очевидцев преступления, предъявить им подозреваемого для опознания, провести обыск по месту жительства задержанного, осуществить иные проверочные мероприятия. Более того, в отличие от иных мер принуждения, связанных с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, задержание носит исключительно внесудебный характер. Оно осуществляется на основании собственного решения органа или должностного лица, осуществляющего предварительное расследование по уголовному делу, выполняющего оперативно-розыскные мероприятия или проводящего административную деятельность. Так, например, согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого по уголовному делу наделен орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа. В свою очередь, в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ задержание могут проводить органы исполнительной власти и их должностные лица, в частности полиция, пограничные органы, таможенные органы и т.д. И именно в этой связи общий срок задержания не может превышать 48 часов. Подобное ограничение прямо предусмотрено Конституцией РФ, ч. 2 ст. 22 которой четко отмечается, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию более чем на 48-часовой срок. Протокол задержания должен быть предъявлен задержанному для ознакомления и подписания. При этом обязательно следует обращать внимание на правильность указанных в нем сведений, например, на время фактического задержания. В случае, если какие–то фрагменты протокола, по мнению задержанного, не будут соответствовать действительности, ему надлежит собственноручно сделать в протоколе пояснения или возражения по этому поводу. Подобные пояснения или возражения в дальнейшем могут оказать серьезное подспорье при возможном оспаривании результатов задержания. После составления протокола задержания на дознавателе или следователе лежит обязанность официального уведомления о задержании. Так, в соответствии с частью 3 статьи 92 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации орган дознания, дознаватель или следователь в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого обязаны уведомить об этом прокурора. Также в течение 12 часов о задержании должен быть уведомлен кто–либо из близких родственников, а при их отсутствии – другой родственник. В случае задержания несовершеннолетнего уведомляются законные представители – родители или лица, их заменяющие. Цель всех существующих законов состоит в защите жизни, здоровья, свободы и человеческого достоинства каждого гражданина. Если вы задержаны, случайно или преднамеренно, обоснованно или несправедливо, важно помнить, что сотрудники полиции представляют государство, и ваша гражданская обязанность не просто вести себя корректно, но и уметь отстоять свои права. Ваши права, как гражданина должны соблюдать, а личное достоинство не подвергаться оскорблению. |
![]() |
© Правительство Свердловской области, 2000 - 2025 Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch |
![]() |
Разработка сайта | ![]() |