![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная страница Карта сайта PDA |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти |
28.04.2014г.Порядок обращения граждан в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц противоречащими закону полностью или в части.Порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части урегулирован главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).
Для подачи в суд заявления в порядке главы 24 ГПК РФ, прежде всего, необходимо определить, является ли правовой акт, который гражданин или организация желают оспорить, нормативным. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, правовые акты, не отвечающие данным критериям, не могут оспариваться в порядке главы 24 ГПК РФ и должны быть оспорены как решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (глава 25 ГПК РФ). По общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. Данные нормы касаются, в том числе, и права на обращение в суд с заявлением о признании недействующими нормативного правового акта полностью или в части. Помимо этого, в соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом (например, пунктом 2 статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Главной особенностью порядка обращения граждан и организаций в суд с подобными заявлениями является расширенный перечень требований к такому заявлению. Помимо общих требований, установленных в статье 131 ГПК РФ, заявление об оспаривании нормативного правого акта или его части должно содержать сведения о том, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чём заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть. К заявлению должны быть приобщены копия заявления, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя. Отсутствие указанных сведений и документов является основанием для вынесения судом определения в порядке статьи 136 ГПК РФ об оставлении заявления без движения с назначением разумного срока для исправления его недостатков. Если в заявлении гражданина или организации оспаривается нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, судья отказывает в принятии такого заявления, поскольку это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Также при подаче в суд подобного рода заявлений необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 7 статьи 251 ГПК РФ обращение в суд не приостанавливает действие этого нормативного правового акта, в связи с чем судья не вправе применять по просьбе заявителя меры обеспечения по основаниям, предусмотренным статьей 139 ГПК РФ. Согласно части 3 статьи 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта или его части, от заявленного требования не влечет за собой прекращение производства по делу, а признание требования органом или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Принимая во внимание эти положения и учитывая, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем, утверждение мирового соглашения по делам данной категории недопустимо. Говоря о процедуре рассмотрения заявления об оспаривании нормативного правого акта, необходимо отметить, что при рассмотрении подобного рода споров суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, а обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
|
![]() |
© Правительство Свердловской области, 2000 - 2025 Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch |
![]() |
Разработка сайта | ![]() |