10.11.2016г.
Что нужно знать предпринимателю, чтобы взыскать с заказчика оплату исполненных государственных и муниципальных контрактов
Очень часто предприниматели обращаются в прокуратуру с жалобами на бездействие заказчиков по оплате исполненных государственных и муниципальных контрактов.
Как правило, субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно обращаются в судебные органы за защитой своих прав, взыскивая не только сумму долга, но и штрафные санкции (проценты, неустойку, пени).
Впоследствии, предприниматели нередко сталкиваются с проблемой длительного неисполнения судебных актов, в том числе по причине предъявления взыскателями исполнительного документа в неуполномоченный орган. Все это приводит предпринимателя к финансовым проблемам, сказывающимся на бизнесе.
Так что же нужно знать предпринимателю, чтобы не столкнуться с этим? Каков порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?
Прежде всего, стоит отметить, что государственными и муниципальными заказчиками вправе выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), муниципальные органы, государственные корпорации, органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные и муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и осуществляющие закупки.
В случае, если должниками являются перечисленные выше субъекты, обращение взыскания осуществляется по правилам, установленным главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации исполнительные документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации, т.е. Министерство финансов Свердловской области.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования исполнительные документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, государственных и муниципальных казенных учреждений - должников направляются в орган по месту открытия должнику как получателю средств бюджета лицевого счета.
Так, счета федеральных казенных учреждений, расположенных на территории Свердловской области, ведутся Управлением Федерального казначейства по Свердловской области.
Счета государственных казенных учреждений Свердловской области ведутся Министерством финансов Свердловской области.
Счета муниципальных казенных учреждений ведутся в финансовых органах местного самоуправления, которые могут быть структурными подразделениями местных администраций либо самостоятельными органами местного самоуправления в соответствии с Уставами муниципальных образований.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа казенное учреждение - должник направляет соответственно органу государственной власти, органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных листов.
По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
К исполнительному документу, направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа уполномоченный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
- непредставление исполнительного листа, судебного акта либо заявления взыскателя;
- несоответствие указанных документов требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление указанных документов в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
- невозможность перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, указанного взыскателем в исполнительном документе, и отсутствие в течение 30 дней со дня направления взыскателю уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя.
При этом, возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах трехлетнего срока.
Необходимо обратить внимание взыскателей на то, что установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок исполнения судебных актов является обязательным и подлежит безусловному применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований и подведомственных им учреждений.
Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено соответствующими финансовыми органами за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.
|