Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2022


Официальный сайт губернатора Свердловской области

31.07.2020г.

Участие прокуратуры субъекта в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Масалова К.А.

Российская прокуратура принимает активное участие в правотворческой деятельности, способствуя тем самым совершенствованию федерального и регионального законодательства, а также муниципальной правовой базы.

В настоящее время участие прокурора в правотворческой деятельности законодательно закреплено в статьях 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее – Закон о прокуратуре РФ), что подчеркивает роль прокуратуры в совершенствовании права - фундамента правового государства.

Участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры одновременно реализуют возложенную на них функцию правозащиты, обеспечивают верховенство закона. Правотворческая деятельность прокурора осуществляется на основе принципов организации и деятельности органов прокуратуры – это законность, единство и централизация органов прокуратуры, независимость и гласность в ее деятельности.

Современные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности органов власти весьма многообразны, среди которых наиболее важными можно отметить участие прокурора в подготовке проектов нормативных актов; проведение прокурорами правовой экспертизы разработанных органами власти проектов законов и иных нормативных актов.

Прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующие дополнения в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования общественных отношений актом и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Более того, прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду явного несовершенства.

Давая правовую оценку проектам актов, с точки зрения их соответствия действующему законодательству, внося предложения, направленные на совершенствование проектов актов, прокурор, с одной стороны, предупреждает принятие (издание) правовых актов, противоречащих законам, и, с другой стороны, способствует принятию более совершенных актов.

Так, в 2020 году прокуратурой Свердловской области изучен 991 проект нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области, из них: 73 проекта законов области и 10 постановлений Законодательного Собрания области, имеющих нормативный характер, 375 проектов постановлений Правительства области, 29 проектов указов Губернатора области и 504 проекта приказов областных органов исполнительной власти субъекта.

Замечания правового характера направлены в двух случаях (1 – законодательный орган, 1 – исполнительный орган), учтены в полном объеме при принятии соответствующих нормативных правовых актов. На законопроекты замечания в отчетном периоде не направлялись.

Закон о прокуратуре РФ наделил прокуроров правом участия в заседаниях представительных и исполнительных органов, что позволяет быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов по развитию тех или иных правоотношений в конкретном регионе или населенном пункте региона, проблемах применения действующих законов и их причинах.                          

 Участвуя в рассмотрении органами представительной и исполнительной власти внесенных прокурорами протестов и представлений, прокурор имеет возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования), убедить депутатов и (или) иных должностных лиц в незаконности принятого ими акта или его части. Эта деятельность прокуроров также способствует совершенствованию законодательства и, следовательно, укреплению законности и правопорядка.

В текущем году принято участие в 9 заседаниях Законодательного Собрания области и в 13 заседаниях Правительства региона.

Значительный вес во взаимодействии с органами власти на современном этапе развития законодательства приобретает такая форма участия как внесение предложений в органы власти о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений.

Обозначая необходимость регулирования тех или иных правоотношений, прокурор способствует и защите прав и свобод граждан, и созданию более совершенных механизмов реализации таких прав на  практике.

Например, надзорной деятельностью установлены единичные факты ненадлежащей реализации исполнительными органами власти региона своих полномочий при осуществлении выплаты ЕДВ лицам, имеющим звание «Ветеран труда Свердловской области», которым выплата прекращалась в связи с переездом в другой субъект при отсутствии такого основания в региональном законе.

Рассмотрев предложение прокурора в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре РФ» о необходимости нормативного закрепления сохранения выплаты при перемене места жительства ветеранов Губернатором области разработаны соответствующие изменения в статью 7 Закона Свердловской области «О ветеранах труда Свердловской области».

Отдельно необходимо отметить деятельность прокурора как субъекта права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы представляет собой полномочие субъектов права, определенных Конституцией РФ и федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, вносить законопроекты в органы законодательной власти РФ и ее субъектов, которые обязаны обсудить возможность принятия таких проектов к рассмотрению.

Основываясь на нормах пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.1999   № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Уставом Свердловской области право законодательной инициативы предоставлено прокурору Свердловской области (статья 63).

Реализуя указанное право, прокурором Свердловской области ежегодно вносятся в Законодательное Собрание Свердловской области проекты законов, направленные как на установление регулирования новых правоотношений, так и в связи с необходимостью приведения с изменениями, происходящими в законодательстве на федеральном уровне.

 Так, по инициативе прокурора Свердловской области приняты  4 закона субъекта в предложенной прокуратурой редакции.

Например, Законом Свердловской области от 03.03.2020 № 4-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 Областного закона  «Об отходах производства и потребления» скорректированы понятия «утилизация отходов» и «обезвреживание отходов»; Законом Свердловской области от 25.03.2020 № 26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» обеспечено приведение в соответствие с федеральным законодательством порядка формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде должностных лиц Счетной палаты Свердловской области; Законом Свердловской области от 10.06.2020 №  56-ОЗ  «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» и статью 11 Закона Свердловской области «О социальной защите инвалидов в Свердловской области» необходимые изменения внесены в региональные законы в части полномочий органов власти в указанной сфере.

Анализируя результаты приведенных примеров из практики работы прокуратуры Свердловской области стоит с уверенностью отметить, что правотворческая деятельность прокуратуры субъекта является одним из реальных инструментов в достижении основной цели, поставленной государством перед органами, а именно – защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества в целом.

 

 



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2025
Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch
  Создание сайта   Разработка сайта