Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2014


Официальный сайт губернатора Свердловской области

15.07.2020г.

О бюджете и роли прокуратуры в надзоре за расходованием публичных финансов. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры области А.В.Крохалев.

В складывающейся эпидемиологической и экономической ситуации, приводящей к сокращению доходов бюджетной системы, и, в последствии, к сокращению расходной части бюджетов, как никогда остро стоит задача обеспечения неукоснительного исполнения бюджетного законодательства, законного и эффективного расходования средств.

Нарушения в рассматриваемой сфере дестабилизируют и тормозят реализацию поставленных государством задач, влекут ущемление прав значительного числа граждан.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации в этой же статье – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность федерального бюджета и бюджетов субъектов, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс – деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В свою очередь органы прокуратуры в соответствии со своими полномочиями, установленными Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства при расходовании средств всех элементов бюджетной системы и на всех стадиях бюджетного процесса: от принятия нормативно-правовых актов, которыми устанавливается порядок составления и рассмотрения проекта решения о бюджете, до непосредственного расходования средств и утверждения отчетности.

Помимо федерального закона деятельность органов прокуратуры в указанной сфере регулируется приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» и другими.

При этом, как и во всех иных случаях в соответствии со ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением бюджетного законодательства органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что контроль в бюджетной сфере осуществляют органы внутреннего (входят в структуру органов исполнительной власти или местных исполнительных органов) и внешнего финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований).

Органы прокуратуры осуществляют надзор во взаимодействии с указанными органами на основании двусторонних соглашений. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 03.03.1998 № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» на органы исполнительной власти Центральный банк Российской Федерации возложена обязанность по информированию органов прокуратуры о нарушениях, выявляемых в сфере экономики. Ежегодно в прокуратуру Свердловской области поступает более 200 подобных материалов.

Всем таким сведениям дается всесторонняя правовая оценка на предмет полноты принимаемых контролирующими органами мер, необходимости прокурорского реагирования по выявленным нарушениям.

Таким образом, органы прокуратуры как непосредственно проводят проверочные мероприятий, так и координируют деятельность иных органов в данной сфере.

При этом, в соответствии со ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор при осуществлении надзора вправе возбудить любое дело о нарушениях в сфере бюджетных правоотношений и направить его на рассмотрение соответствующему органу финансового контроля.

Особое внимание при осуществлении надзора уделяется крупным инфраструктурным проектам, финансированию социальных направлений, средствам, выделяем на реализацию национальных проектов.

Только за истекший период 2020 года органами прокуратуры области выявлено 874 нарушения закона в сфере бюджетных правоотношений, по фактам которых в суды направлено 50 исков, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 120 лиц, возбуждено 9 уголовных дел. В том числе возбуждено и расследуется 4 уголовных дела по фактам оплаты невыполненных работ, их некачественного выполнения при строительстве и реконструкции в рамках национальных проектов объектов общей стоимостью свыше 120 млн. рублей (физкультурно-оздоровительные комплексы, места общественного пользования и др).



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2020
Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch
  Создание сайта   Разработка сайта