Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2014


Официальный сайт губернатора Свердловской области

20.04.2020г.

Что такое конфликт интересов. Какова ответственность. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Прокуратурой области на постоянной основе проводятся проверки исполнения служащими требований законодательства о противодействии коррупции. Следует отметить, что количество выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции и впоследствии привлеченных к ответственности служащих за последнее время возросло.

Так, в прошлом году органами прокуратуры было выявлено 4653 нарушений законодательства о противодействии коррупции, тогда как в 2018 г. – 4519. В целях устранения выявленных нарушений принимались меры прокурорского реагирования, виновные лица привлекались к разным видам ответственности. Например, 1227 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 165 лиц - к административной. В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 53 материала проверок, по которым возбуждено 41 уголовное дело.

Отдельное внимание уделялось выявлению нарушений, связанных с конфликтом интересов. Выявлено 129 подобных нарушений. В связи с чем внесено 55 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 84 лица, из которых 6 уволено (досрочно прекращены полномочия) в связи с утратой доверия.

Определение понятия конфликт интересов дано в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ) это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) служащим (иным лицом), и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих; на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Указанные лица обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем его отвода или самоотвода в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие государственным (муниципальным) служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Диспозиция нормы о конфликте интересов, данная в законодательстве, предполагает исключительно умышленное деяние, поэтому необходимым признаком правонарушения является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие выгодоприобретателя.

Возможность возникновения конфликта интересов также должна рассматриваться как ситуация, непосредственно связанная с потенциальной реализацией конкретных, а не абстрактных должностных (служебных) функций (обязанностей), а также с возникновением (непосредственной возможностью возникновения) правоотношений, характеризующихся различными интересами (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения).

Для определения наличия в действиях (бездействии) должностного лица конфликта интересов обязательна личная заинтересованность служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, то есть возможность получения при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) для себя лично либо для иных лиц, указанных в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Более точно определить, какую ситуацию можно отнести к конфликту интересов, вам помогут Обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов Минтруда России (изменения от 13.01.2020).

Как уже отмечалось, решение о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности принимается руководителем государственного органа (организации), являющегося представителем нанимателя (работодателем) для государственного служащего (работника организации) на основании рекомендации соответствующей комиссии.

      За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ, Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии. Помимо названных мер ответственности, ст. 59.2 предусматривает увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения урегулирован в ст. 59.3 Закона № 79-ФЗ, предусматривающей, что взыскания применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы государственного органа, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Таким образом, решение о мере ответственности (от замечания до увольнения) в рамках, предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий вновь принимает исключительно руководитель государственного (муниципального) органа (организации).

Расторжение служебного контракта с государственным или муниципальным служащим осуществляется по инициативе представителя нанимателя в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ), а расторжение трудового договора по инициативе работодателя - в соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В указанных случаях увольнение (освобождение от должности) происходит в связи с утратой доверия представителя нанимателя (работодателя) к служащему (работнику).



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2017
Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch
  Создание сайта   Разработка сайта