Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2014


Официальный сайт губернатора Свердловской области

05.03.2020г.

Статус прокуратуры в Российской Федерации. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор учебно-методического отдела прокуратуры области Шобухин В.Ю.

Прокуратура Российской Федерации является одним из ключевых государственных органов. Особенность ее статуса состоит в том, что основными целями прокурорской деятельности являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это свидетельствует не только о важности прокуратуры для государства, общества и отдельного гражданина, но и предъявляет повышенные требования к прокурорам, а также законодательству о прокуратуре. Этим обусловлено конституционное урегулирование основ статуса прокурорской системы Российской Федерации.

Отмеченное подтверждается ещё и тем, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в рамках внесенного 20 января 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» уделено внимание прокуратуре.

В настоящее время в Конституции Российской Федерации предусмотрена специальная статья о прокуратуре. Это статья 129, которая находится в главе 7 Конституции Российской Федерации под названием «Судебная власть и прокуратура». Отметим, что до 2014 года данная глава имела наименование «Судебная власть». Таким образом на высшем конституционном уровне указано на особый самостоятельный статус прокуратуры в системе иных государственных институтов, повышенное социальное значение прокурорской деятельности.

Статья 129 Конституции Российской Федерации включает в себя пять частей. Они посвящены регулированию организационных вопросов преимущественно связанных с назначением на должность и освобождением от должности прокуроров в статусе руководителей органов прокуратуры.

Так, например, в соответствии с частью второй указанной статьи Генеральный прокурор Российской Федерации и все его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, как это закреплено в ч. 3 ст. 129 Конституции Российской Федерации, назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Решение об освобождении от должности данных прокуроров также принимает Президент.

Приравненные по статусу к прокурорам субъектов Российской Федерации специализированные прокуроры тоже назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров согласно ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации находится в ведении Генерального прокурора Российской Федерации.

Кроме того, в ч. 1 ст. ст. 129 Конституции Российской Федерации предусмотрена ссылка, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму – это п. «о» ст. 71, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне. С данными конституционными положениями полностью согласуются законодательные требования, установленные в ст. 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где предусмотрено, что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

 

 



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2017
Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch
  Создание сайта   Разработка сайта