Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2014


Официальный сайт губернатора Свердловской области

08.02.2019г.

О применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Разъясняет прокуратура Верх-Исетского района г.Екатеринбурга

Разъясняет помощник прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга Сосновских Ю.Н.

Принудительные меры не являются уголовным наказанием, однако существуют они и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений и являются формой государственного реагирования на совершение преступления несовершеннолетними.  Суды ориентированы не допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред относятся к безусловным видам освобождения от уголовной ответственности, а передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего - к условным (т.е. освобождение может быть впоследствии отменено, а несовершеннолетний соответственно привлечен к уголовной ответственности).

Основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с применением данных мер является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (независимо от того, совершено преступление впервые или нет), а условием - вывод суда о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения указанных мер без применения уголовного наказания.

Законом предусматривается возможность назначения четырех видов принудительных мер воспитательного воздействия, при этом, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер.

Также предусмотрены и основания отмены меры воспитательного воздействия – это систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенной ему меры воздействия, за исключением предупреждения.

Уголовный закон полностью раскрывает содержание принудительных мер воспитательного воздействия, которые применяются в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Суть предупреждения заключается в устном внушении несовершеннолетнему социальной неприемлемости его поведения, оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение осуществляется в устной форме, но оформляется письменно с указанием того, что сущность предупреждения понятна.

Надзор в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, заключается в контроле за их поведением и проведении с ними соответствующей воспитательной работы. Осуществление надзора закон возлагает на родителей, лиц, их заменяющих, а также на специализированные государственные органы. Продолжительность срока надзора устанавливается судом с учетом обязательных требований Уголовного кодекса РФ.

Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, по существу предполагает обращение внимания родителей на необходимость более тщательного подхода к воспитанию несовершеннолетнего. Родители должны обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предполагает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях его социально-психологической реабилитации и предупреждения совершения им новых преступлений. В качестве такого органа может выступать один из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Возложение обязанности загладить причиненный вред означает возмещение причиненного преступлением ущерба собственными средствами или своим трудом. Назначается эта мера с учетом оценки имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Форма ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего в уголовном законе не является исчерпывающей. Выбор конкретной формы ограничения досуга и определенных требований к поведению должны быть обусловлены целями социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений и рассматриваться с учетом индивидуального подхода к личности несовершеннолетнего.

 



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2017
Техническая поддержка сайта Нас поддерживает - IT Touch
  Создание сайта   Разработка сайта