Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2014


Официальный сайт губернатора Свердловской области

09.01.2019г.

Верховный Суд Российской Федерации о практике рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры области Черепанова И.С.

В соответствии с требованиями земельного законодательства собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного, водного фонда и другие.

Для каждой категории земель градостроительные регламенты, содержащиеся в правилах землепользования и застройки, устанавливают допустимые виды разрешенного использования. Законодатель выделяет основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Президиум Верховного суда Российской Федерации 14.11.2018 утвердил «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка». В обзоре с учетом действующего законодательства, судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов сделаны следующие выводы:

1. При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

2. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.

3. Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

4. Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.

5. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка.

6. Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

7. Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.

8. Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

9. Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

 

 



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2017
Техническая поддержка сайта
  Создание сайта   Разработка сайта